Интернет убивает творчество


Интернет убивает творчество

Американские ученые опубликовали исследование, в котором доказали, что видеоконференции могут ограничивать способность сотрудников к творческому мышлению. Дистанционное обучение чаще всего приводит к желанию бросить это занятие, а контакты через монитор не могут заменить живое общение.

В журнале Nature вышла статья, авторы которой утверждают, что креативное мышление, то есть возможность творческого подхода к процессу, прямо связано с возможностью «блуждать взглядом» по сторонам. Сосредоточенность на экране компьютера этому не способствует. Именно по такой причине участники видеоконференций показывают куда более скромные результаты, чем слушатели аналогичных очных мероприятий.

Общение в видеочате требует больше внимания, чем беседа в реальной жизни. Через экран намного сложнее считывать эмоции, мимику и язык тела собеседников. Если при компьютерной связи возникают помехи, то практически невозможно понять тон голоса и интонацию. Сотрудники Европейского института управления бизнесом Марисса Шаффлер и Джанпьеро Петрильери выяснили, что задержки в телефонных или видео - разговорах даже на 1-2 секунды заставляют людей воспринимать собеседника как менее дружелюбного. Многие неосознанно начинают думать, что человек по ту сторону экрана недостаточно вовлечен в беседу. И те и другие не могут расслабиться - от них требуется максимум внимания, чтобы эффективно считывать все сигналы. В такой ситуации внимание полностью сосредоточено на экране. Для того чтобы выдать новую творческую идею, необходимо иногда отвлекаться - это исследователи и называют «блуждающим взглядом». «Мы опросили больше сотни руководителей компаний - тех, кто вынужден перей­ти в дистанционный формат. Больше 80 процентов из них утверждают, что резко снизилось количество инициатив и интересных предложений. Многие говорят, что сотрудники ведут себя так, словно мечтают побыстрее выключить компьютер, чего раньше за ними не наблюдалось», - рассказывает Шаффлер.

Еще сложнее проводить обучение в дистанционном формате. В современном мире принято думать, что в центре процесса обучения находится не учитель, а ученик. Виртуальное обучение этому вполне способствует - учащийся в таком случае куда более самостоятелен, чем при традиционном очном обучении. У преподавателя появляется новая роль - он уже не учитель, а тьютор или модератор. Его участие в процессе сводится к предоставлению учебных материалов и консультированию учеников. При очном формате педагог имеет возможность непрерывно контролировать то, что происходит в аудитории, и поддерживать дисциплину.

Неудивительно, что при виртуальном обучении люди бросают учебу гораздо чаще, чем при традиционных формах обучения. Чаще всего причиной называют быт: нет времени, семейные проблемы, обстановка на работе, проблемы со здоровьем. Но большинство психологов сходится во мнении, что это косвенные факторы. Причиной на самом деле является то, что у школьников или студентов нет мотивации и эмоциональной заинтересованности.

Недостаточное общение с сокурсниками тоже сказывается на результате. В исследовании Европейского института управления бизнесом было выявлено, что склонные бросить учебу в условиях дистанционного обучения новички чувствуют себя одинокими, изолированными и от учебного заведения, и от сокурсников. Этим учащимся недостает возможности непосредственно контактировать с другими. Люди не ощущают себя причастными к своему учебному заведению. К тому же, по данным канадских специалистов, подростки до 17 лет должны проводить у экранов компьютеров не более двух часов в день. Третий час добавляется на то, чтобы сделать домашнюю работу. И это все, что может позволить себе школьник без ущерба для своего здоровья. Но в реальности такого графика придерживаются не более 2% учащихся. А это значит, что молодое поколение рискует здоровьем - как физическим, так и психическим.

Наталья Владимирова.

Фото: PIXABAY


Article Categories:
Интересно