Как Бусидо перешел от древнего самурайского кодекса к современному набору японских добродетелей

На протяжении веков японские самураи придерживались бусидо, строгого кодекса чести, который подчеркивал верность и честь стране и семье. И это до сих пор влияет на японскую культуру.

Всеобщее достояниеСамурай в доспехах, c. 1860-е гг.

Слово «бусидо» - одно из самых запоминающихся, пришедших из Японии в мир. Простое упоминание об этом вызывает в памяти романтические образы лихих самураев, действующих в соответствии со строгим этическим кодексом, регулирующим все аспекты их жизни.

Даже сегодня концепция бусидо популярна в таких разнообразных условиях, как школы боевых искусств и корпоративные залы заседаний, где заповеди верности своей группе и начальству и готовность пожертвовать всем превозносятся как высшие добродетели.

Тем не менее, если вы спросите самурая, что они думают о кодексе бусидо в любое время до 1880-х годов, вы, скорее всего, получите очень озадаченные взгляды, а не лекцию о пути воина. Причина этого проста: бусидо было более или менее извлечено из воздуха, когда Япония ворвалась в технологическую современность в то время, когда многие опасались, что островное государство потеряет свои традиции.

Это история о том, как иногда тревожная легенда укоренилась в мировой культуре как определяющая характеристика японского общества.

Кодекс раннего самурая бусидо

Wikimedia CommonsРеконструкция сэппуку, японского ритуального самоубийства, в пьесе XIX века. Готовность умереть ради сохранения чести считалась ключевым элементом бусидо.

Согласно его современным сторонникам, бусидо - это уникальный японский этический кодекс, основанный на долге, чести и верности. Эти качества во многом проистекают из конфуцианской этики, которая подчеркивала личную преданность и твердую приверженность социальной иерархии.

Согласно Хагакурэ, иногда называемому «самурайской библией» за пределами Японии, если самурай «только сделает своего хозяина первым по значимости, его родители возрадуются, и боги и будды дадут свое согласие. Для воина нет ничего, кроме мыслей о своем хозяине».

Существует достаточно свидетельств того, что люди придерживались этих идеалов на всей территории раннесредневековой Японии, не будучи частью единого формального «кодекса бусидо». Например, самый ранний зарегистрированный случай сэппуку, или ритуального самоубийства, произошел в 1170 году нашей эры, когда Минамото-но Таметомо разрезал себе живот после поражения от рук соперничающего клана.

Но так же часто японские феодалы и их слуги с готовностью предавали друг друга, если это соответствовало их целям. Среди самых известных примеров - битва при Сэкигахара в 1600 году, крупнейшее столкновение самурайских сил в истории Японии.

В разгар битвы десятки тысяч стойких самураев отвернулись от клана Тоётоми и присоединились к силам Токугавы Иэясу. Победа, ставшая результатом этого предательства, стала первым шагом в основании последнего сёгуната Японии, который правил почти 300 лет, пока страна не открылась для Запада в 1860-х годах.

Сотворение бусидо

Национальная портретная галереяИзображение первой высадки американских войск на японской земле. Командор ВМС США Мэтью Перри был ответственен за то, что заставил Японию открыть свои границы, что привело к краху сёгуната.

К середине 19 века быстрорастущие западные экономики индустриальной эпохи жаждали новых рынков для экспорта и источников редких и экзотических товаров и материалов. Япония, единственная крупная страна Восточной Азии, все еще отрезанная от внешнего мира, была назревшей мишенью.

8 июля 1853 года американский морской офицер Мэтью Перри вошел в современный Токийский залив с четырьмя боевыми кораблями, в том числе двумя ультрасовременными паровыми лопастными фрегатами. Самые дальновидные японцы могли видеть, что эпоха самураев подходит к концу. А к лету 1868 года возник новый режим под руководством молодого императора Мэйдзи.

В последующие десятилетия сотни молодых людей из самурайских семей отправились за границу, чтобы поступить в западные университеты. Среди них был Иназо Нитобе, новообращенный христианин, который узнал о европейском рыцарстве во время учебы в Соединенных Штатах.

Несмотря на головокружительную скорость, с которой Япония перенимала западные технологии, политические стили и мораль, Нитобе беспокоился о том, что его родина находится в опасности утратить свой самобытный характер и не будет восприниматься как не имеющая уникального культурного наследия.

Wikimedia CommonsБусидо использовался, чтобы увещевать войска Императорской японской армии бесстрашно сражаться за императора, как в Первой китайско-японской и русско-японской войнах.

Его попытка противостоять этому страху пришла в виде книги, опубликованной в 1900 году: Бусидо: душа Японии. Впервые в истории добродетели, которые, как утверждал Нитобе, легли в основу самурайской этики - и, в более широком смысле, японского общества - были собраны в одном томе, причем язык напрямую связывает самураев с романтизированными рыцарями средневековой Европы.

«Это действительно поразительно, - писал Нитобе, - насколько близко кодекс рыцарской чести одной страны совпадает с кодексом чести других».

Нитобе, экономист по сельскому хозяйству, был совершенно незнаком с историей Японии, военной или какой-либо другой. Он даже считал, что был первым, кто использовал термин «бусидо». И его выборочное описание кодекса, расходящегося с доказательствами, заслужило его осуждение со стороны японской общественности и таких ученых, как Иноуэ Тетсудзиро, сторонник самурайской этики по более империалистическим причинам.

Но работы Нитобе захватили воображение Запада. Имея явный аналог рыцарского рыцаря Средневековья - творение авторов XIX века - европейцы и американцы почувствовали, что наконец поняли Японию.

Обобщая свои мотивы написания книги, Нитобе сказал: «Я хотел показать, что японцы на самом деле не такие уж и разные».

Кодекс воина и имперские амбиции Японии

Национальное управление архивов и документацииПеренеся центр чести бусидо Нитобэ с повелителя самурая на императора, японские милитаристы надеялись создать нацию, лояльную центральной фигуре империи.

В Японии интерес к идеям Нитобе и Тетсудзиро о кодексе бусидо резко вырос, поскольку имперское правительство стремилось к колониальной экспансии, чтобы стабилизировать свою экономику после депрессии, а также по мере того, как воинственные политические группировки становились более сильными и радикальными.

В течение пятидесяти лет поколения молодых людей были мобилизованы в Императорскую японскую армию, побуждая население восхвалять и поддерживать действия военных.

Истории о доблестных и стойких самураях, до конца оставшихся верными своим хозяевам, пользовались бешеной популярностью на сцене, в печати и на радио. В 1910 году бусидо даже официально включили в военную подготовку и в государственные школы.

Эта попытка оказалась настолько успешной, что к 1927 году один наблюдатель написал, что «при рассмотрении японской морали многие люди думают о бусидо».

Время было решающим. Независимо мыслящие армейские офицеры, служившие в Китае, убивали военачальников и постепенно увеличивали японскую военную мощь. На протяжении 1930-х годов крайне правые военные предприняли несколько попыток государственного переворота, и японское правительство все больше попадало под влияние старших генералов, которым был нужен способ побудить население поддерживать их империалистические цели.

А во время Второй мировой войны кодекс бусидо сохранялся до самого конца. «Ни пощады, ни капитуляции. Пленных не брать. Борьба до победного конца. Это были повседневные слова в районах боевых действий», - писал историк Джон Дауэр в 1986 году.

«И в последний год войны такое отношение способствовало кровопролитной оргии, избежать которой ни одна из сторон не могла даже представить, хотя к середине 1944 года поражение Японии было неизбежным и очевидным».

Судьба Бусидо

Беттманн / Getty ImagesЮкио Мисима, который здесь руководит своим частным ополчением, был болезненно очарован имперскими бусидо своей юности.

После капитуляции Японии в августе 1945 года нация выступила против многих аспектов Империи, включая бусидо. Многие бывшие солдаты открыто критиковали имперскую версию кодекса, а запреты оккупационных властей на милитаристскую литературу и кино не давали возможности проявить интерес.

Большинство людей в послевоенной Японии игнорировали бусидо до 1970 года, когда знаменитый писатель Юкио Мисима совершил ритуальное самоубийство после неудачной попытки государственного переворота. Его увлечение бусидо в годы войны возродило споры вокруг этой темы. А во время экономического роста в Японии в 1970-х и 1980-х годах руководители ссылались на бусидо как на модель и объяснение своего международного успеха.

Сегодня версия бусидо Нитобэ является самой значимой валютой в японской культуре и за рубежом. Его до сих пор цитируют во многих школах боевых искусств, особенно за пределами Японии, и даже использовали его для поддержки вклада Японии в войну в Ираке.

В последние годы, когда наиболее ужасающие события имперского прошлого Японии удалены из школьных учебников и игнорируются или отрицаются высокопоставленными политиками, тот факт, что идеология, используемая для оправдания таких злодеяний, фактически является выдумкой, в Японии так же мало известен, как это в другом месте.


Прочитав об удивительной истории бусидо, взгляните на эти невероятные фотографии последних великих самураев. Затем посмотрите редкие фотографии, которые перенесут вас в Японию в разгар имперской эры 19-го века.

Article Categories:
Интересно