«Все силы брошены на него»: в Казани готовят к полету первый «нулёвый» Ту-160

Первый построенный с нуля Ту-160 (модификация получила обозначение Ту-160М) должны поднять в воздух в Казани 18 декабря, в день 40-летия взлета самого первого Ту-160, сообщили несколько источников «БИЗНЕС Online» в авиапроме. Пресс-служба «Ростеха» на наш запрос ответила обтекаемо: «Готовимся к выполнению важных этапов программы в соответствии с графиком».

Во время недавнего визита в Казань главы госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова управляющий директор «Туполева» Вадим Королев сообщил, что машина находится на окончательной сборке и «задача — до конца этого года поднять». «На заводе сомневаются, что успеют, — есть вопросы по готовности самолета, — говорит один из наших источников. — Но все силы брошены на него — нет других задач. С финансовыми вопросами приказано не считаться — будет все, что требуется. Некоторые домой уходят ночью».

С апреля 2015 года, когда министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил о том, что строительство Ту-160 будет возобновлено, прошло почти 7 лет. Столько же понадобилось на исходный Ту-160: постановление Совмина СССР о создании стратегического ракетоносца-бомбардировщика было подписано 26 июня 1974 года. Но тогда все делали с нуля, а теперь мы копируем свершения предков. 7 лет для этого — много, мало или в самый раз?

Как считает главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский, это много. «В советское время такие вещи делались быстрее, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — Но надо понимать сегодняшнюю обстановку: нет возможности, как тогда, директивно в кратчайшие сроки сконцентрировать ресурсы — финансы, оборудование, людей». Для сравнения: перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) создается уже 15-й год. «Хорошо, что вообще сделали», — считает эксперт российского совета по международным делам Андрей Фролов. В беседе с «БИЗНЕС Online» он напомнил, что ответственный за возобновление производства двигателей (НК-32 в варианте НК-32-02) концерн «Кузнецов» долгое время вообще занимался только капремонтом и был на грани разорения. Но все-таки сделали.

Что касается бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), то один из источников «БИЗНЕС Online» рисует безрадостную картину в отрасли: «Долгое время ехали на советском и раннем постсоветском багаже, на старичках-специалистах. Но сегодня этот фундаментальный задел сожрали. Профильные институты за редкими исключениями стремительно деградируют, ничего нового в срок даже близко сделать не могут. По науке полный провал. Материаловедение — ноль. Почему? Финансирование — кутарки, и при этом требуют, чтобы изделие появилось через год-два. Институты тупо перестают участвовать в конкурсных работах. В итоге сегодня они способны только на то, чтобы действующие изделия перевести на новую элементную базу и так улучшить характеристики, а глобально сказать нечего. А знаете, что самое печальное? Промышленники поняли, что эти вопросы лучше не поднимать». Будем надеяться, что БРЭО для Ту-160М относится к тем самым редким исключениям.

В советской кооперации по Ту-160 участвовало 700 предприятий. Всю эту цепочку пришлось восстановить, хотя, конечно, не в прежнем виде. Мегазадача. Но, как полагают источники «БИЗНЕС Online», ряд комплектующих воспроизвести не успели — их для поднимающейся в декабре машины возьмут со строевых ракетоносцев. Так уже было, когда в 2018 году доводили до ума (как пробный шар программы) хранившийся на заводе с начала 90-х задел Ту-160: чтобы его поднять, двигатели, шасси, киль и часть БРЭО взяли со строевых самолетов, а вскоре после показа президенту России Владимиру Путину вернули обратно. «Ничего нового в этом нет — так происходило всегда и во всех странах, — призывает не драматизировать ситуацию Мураховский. — Сейчас США, чтобы спустить один авианосец, дербанят другой».

Но все же почему машину непременно надо сдать до конца года, да еще и желательно 18 декабря? Наши собеседники предполагают, что это идея не военных, ведь заказчик строительства первого Ту-160М — не министерство обороны, а минпромторг РФ: данный самолет делают по программе восстановления производства Ту-160.

«Ничего по большому счету не горит. Полеты, пуски, спуски на воду к определенным датам настораживают. Определенный мотивирующий фактор в таком подходе, конечно, присутствует, но надо понимать, что это не та черта, за которой начнется ядерная война, — не стоит такая гонка тех рисков, которые ради этого приходится держать в уме», — говорит Виктор Мураховский.

Скорее всего, руководству страны уже столько наобещано о новом самолете и столько упоминался срок «2021», что отступать попросту некуда. Не исключено, декабрь 2021-го — это самый край, а машина должна была быть готова намного раньше. В феврале минобороны подало иск к «Туполеву» на 5,5 млрд рублей. Сообщалось, что причина — именно в затягивании работ по Ту-160М. После августовского визита в Казань Шойгу признал восстановление производства Ту-160 свершившимся фактом. Такие авансы надо отрабатывать. А Фролов напоминает, что контракт на новые ракетоносцы называют президентским — его подписывали в присутствии Путина. Особая ответственность. Кстати, поговаривают, что президент РФ приедет на первый полет.

Источники «БИЗНЕС Online» ранее отмечали, что вокруг проекта до сих пор идет подковерная борьба. Не все согласны с решением о восстановлении производства Ту-160, дескать, устаревшая конструкция, ракеты эффективнее, а главное — слишком дорого, лучше пустить средства на другое. Хотя Шойгу и говорит, что у КАЗа только подписанных контрактов до 2028-го на 364 млрд рублей, эти деньги еще надо получить. Думается, под конец года битва за бюджетные финансы разгорелась с особой силой. «В оборонке стоит вопль: „Всё посрезали, отобрали!“ — рассказывает один из наших собеседников. — Можно предположить, что в 2022 году по финансированию все упадут наполовину (может, только кроме беспилотников, боеприпасников и некоторых ракетчиков). Обычно к сентябрю все понимали, кого какие куски пирога ждут, сейчас такого понимания нет. Плюс такой отягощающий момент, как скачок цен: металл минимум на 50 процентов вырос, а кое-что — в 3 раза. У кого длинные контракты, например от ода, вообще горят синим пламенем. Идет драка за деньги».

Article Categories:
Политика