Украинские двигатели стали «палочкой-выручалочкой» для турецкого ВПК

Украина и Турция активизировали военно-техническое сотрудничество. На днях стало известно, что страны договорились о кооперации в части производства авиационной и ракетной техники, при этом Украина берет на себя поставки двигателей.

По оценке директора Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии Семена Багдасарова, военно-техническое сотрудничество Анкары и Киева представляет «наибольшую опасность». В эфире радиопрограммы «Полный контакт» он напомнил, что украинцы поставят двигатели для нового тяжелого турецкого беспилотника, который будет круче «Байрактаров», отличившихся в Карабахской войне.

По словам Багдасарова, Турция очень заинтересована приобрести технологии, которые достались Украине со времен СССР, в том числе и ядерные. В свою очередь, Турция может финансировать украинские предприятия, которые находятся в бедственном состоянии. Это касается и запорожского «Мотор Сич».

Вот как прокомментировал военно-техническое сотрудничество Украины и Турции заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Константин Макиенко:

— На данном этапе интересы Анкары и Киева в военно-технической области совпадают почти идеально. Для партнерства есть все основания. Что касается украинского предприятия «Мотор Сич», то до 2014 года оно ориентировалось на российский рынок. Достаточно сказать, что большинство российских военных и гражданских вертолетов оснащались двигателями производства «Мотор Сич».

Потеряв российский рынок, компания попыталась задружиться с китайцами, но по политическим мотивам и под давлением Вашингтона Китаю не разрешили зайти на «Мотор Сич». Это предприятие ищет стратегического, долговременного, надежного покупателя и партнера, и в этом плане смотрит на Турцию.

Анкара тоже видит плюсы в таком сотрудничестве. В Турции очень активно развивается военная промышленность, и очень большие успехи в этой области. Страна производит практически всю номенклатуру вооружений, за исключением, может быть, истребителей и зенитных ракетных систем большой дальности. Но есть проблема. До сих пор в производстве оружия и техники турецкие конструкторы делали ставку на широкое использование различных иностранных комплектующих. При этом основная критическая, болевая точка для них — это как раз двигатели, вернее, их отсутствие.

Авиационное двигателестроение — это очень высокотехнологичная отрасль. Всего несколько стран могут сами производить самолетные или вертолетные двигатели. После того, как Турция нарвалась на западные санкции в связи с покупкой в России С-400, а также в связи с поставками оружия Азербайджану для войны в Карабахе, поставки некоторых комплектующих, в том числе двигателей для беспилотников, ракет, вертолетов, прекратились.

Так, у Турции из-за отсутствия двигателей сорвался контракт на поставку 30 вертолетов Пакистану стоимостью в $1,5 млрд.

В этой ситуации для Анкары — украинский военпром, в том числе «Мотор Сич» — находка. У запорожской компании есть двигатели для крылатых ракет, авиационных средств поражения — ракет «воздух-воздух» и «воздух-земля», поршневые и турбовинтовые двигатели для беспилотников, и самое главное — вертолетные двигатели.

То есть у стран совпали интересы. Другое дело, что турки — не глупый народ и себе на уме. У них великолепная инженерная и промышленная культура. Очень мастеровитые люди, рукастые. Они, конечно, будут вытягивать из Украины технологии, кадры, производство и ориентироваться будут на то, что через какое-то время, очень короткое, они все начнут делать сами. Думаю, стратегически «Мотор Сич» и Украина останутся ни с чем. Но несколько лет какие-то украинские предприятия еще продержатся.

В свою очередь, известный эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов отметил, что Анкара постарается извлечь максимальную выгоду для себя из сотрудничества с украинской «Мотор Сич».

— В условиях, когда собственные компетенции в двигателестроении еще не созданы, а зарубежные партнеры ввели запрет на поставки на фоне карабахского кризиса, украинская моторостроительная компания «Мотор Сич» для Турции — настоящая «палочка-выручалочка». Иначе все грандиозные планы страны в отношении беспилотной техники могут быть отложены на годы. При этом, туркам принципиально важно не просто приобрести двигатели, а получить не зависящий от политической конъюнктуры доступ к мощностям и технологиям производства. Сделать это можно приобретя украинское предприятие полностью, или частично. А понимая, что на пути осуществления подобных планов, как показал китайский опыт, имеются определенные риски, действовать турецкой стороне надо максимально быстро.

Article Categories:
Политика