«Только трижды обращался к мечу»: как скульптор Вучетич высек в камне победу над нацизмом

Берлин, 2021 год. В Трептов-парке, на постаменте из трофейного гранита, из которого Гитлер рассчитывал сделать памятник в честь победы над Советским Союзом, неизменно возвышается другой монумент. Вот зеленый курган, демонстрирующий колоссальные человеческие жертвы, а на его вершине — фигура советского воина. Мечом воин разбивает нацистскую свастику и попирает ногой ее обломки. В левой руке держит прижимающуюся к нему девочку.

Главная часть мемориала скрыта от глаз: это захороненные здесь 7200 красноармейцев — тех самых, что дошли до Берлина и обрели в нем вечный покой. Нам известны имена только 2770 из них.

Взятие Берлина

«Сжатые в тесном кольце со всех сторон немцы, все также опираясь на заранее подготовленные к обороне здания, укрепления, баррикады и всевозможные наземные и подземные сооружения, продолжают оказывать, с обреченностью смертников, упорное сопротивление», — сказано в военных документах, обнародованных накануне Министерством обороны РФ.

Немецкие войска сделали из Берлина город-крепость. Оборонительные сооружения на подступах к столице Германии, да и в самом городе, начали возводить еще с февраля 1945 года, когда итог развязанной Гитлером войны уже был предсказуем. Оборону города разбили на 8 секторов и «цитадель» — так именовался район правительственных кварталов. Впрочем, от авиации союзников баррикады не спасли.

«Оборона г. Берлин облегчалась наличием большого количества разрушений, произведенных авиацией союзников. Улицы в некоторых районах были настолько завалены кирпичами обвалившихся зданий, что продвижение по ним без предварительной расчистки не только танков и артиллерии, но даже гужтранспорта было невозможным», — сказано в документе из архива Минобороны РФ.

Станции и тоннели берлинского метро были тщательно подготовлены к упорной обороне. В журнале боевых действий сказано, что не залитые водой тоннели освещались прожекторами и простреливались пулеметным огнем. Немецкие военные использовали их как огневые точки, пути маневра, склады и убежища для раненых.

Несмотря на ожесточенную оборону нацистов, за девять дней решительных наступательных боев советские войска все-таки взяли Берлин. С колоссальными потерями: за один месяц (апрель 1945 года) почти непрерывных сражений погибло 17,5 тысяч бойцов и командиров, свидетельствует ведомость потерь в личном составе 5-й ударной армии.

«Все каменные дома были приспособлены для ведения огня и заняты войсками, у домов и каменных заборов были отрыты окопы для фаустников [немецкие солдаты, применявшие ручные гранатометы против советских танков, – прим.ред.]», — сказано в журнале боевых действий 27-го гвардейского Черновицкого полка.

Казалось бы, в точности события 76-летней давности остались лишь в архивных документах и на редких фотографиях. Но под задумчивым взглядом оживает и камень.

Военный художник

Автором величественной и до слез символичной берлинской скульптуры воина-освободителя стал герой социалистического труда и народный художник СССР Евгений Вучетич. Войну он видел на передовой: осенью 1941 года добровольцем вступил в ряды народного ополчения Москвы, командовал взводом 5-й стрелковой дивизии народного ополчения имени М.В. Фрунзе. Затем — 2-я ударная армия, болезнь, перевод в резерв старшего политсостава Главного политуправления Красной Армии и Студия военных художников имени М.Б. Грекова.

С героическим упорством после тяжелой контузии и демобилизации Вучетич возвращался на фронт в составе Студии военных художников. Они делали документальные зарисовки, скульптурные портреты и этюды — настоящая «летопись» военного времени. Образы героев-современников стали ключевыми в творчестве скульптора: за всю жизнь он создал более сорока портретов советских военных. Даже за памятником воину-освободителю в Трептов-парке стоит жизненная история простого человека — солдата Николая Масалова, спасшего в апреле 1945 года маленькую немецкую девочку из-под огня.

Или взять подвиг генерал-лейтенанта Михаила Ефремова, командующего 33-й армией и погибшего весной 1942 года в боях за освобождение Вязьмы. Эта история вдохновила Вучетича и легла в основу композиции памятника, установленного в 1946 году в разрушенном фашистами городе Смоленской области. Отрезанные от советских войск бойцы под началом Ефремова три месяца сражались с врагом, чьи силы существенно превосходили. Тяжело раненный Ефремов продолжал командовать, отчаянно боролись немногие оставшиеся в живых солдаты — буквально до последнего патрона. Вот почему постамент памятника похож на неприступный бастион, а солдаты стоят спина к спине вокруг своего командира.

«Военный художник» — пожалуй, точное определение творческого пути Вучетича, но не единственное. Под началом скульптора создавались не просто советские, а общемировые шедевры: сталинградская (ныне волгоградская) «Родина-мать» сделала его знаменитым в том числе за рубежом, а монумент в Трептов-парке и аллегорическая скульптура «Перекуем мечи на орала», установленная в США, только подтвердили этот статус.

В случае с «Перекуем мечи на орала» Вучетич скорее был «художником мира»: скульптура мускулистого пахаря, молотом перековывающего оружие в мирный плуг, стала подарком от СССР правительству США в знак дружбы в 1957 году. Просматривается не только дружеский жест, но и будто бы хитрость советских дипломатов: когда бы еще неизменный советский символ — пролетарий с молотом — был установлен в Нью-Йорке прямо перед зданием ООН? Призыв к миру, несмотря на не лучшие отношения между Россией и США в 2021 году, и ныне там. Вечное напоминание, что война не должна повториться.

 

Вучетич смог запечатлеть в камне и отчаянный призыв Родины встать на ее защиту от врага-захватчика, и героизм советских воинов-освободителей Европы, и послевоенную попытку мировых держав навсегда покончить с враждой.

«Я только трижды обращался к мечу — один меч подняла к небу Родина-мать на Мамаевом кургане, призывая своих сыновей изгнать фашистских варваров, топчущих советскую землю. Второй меч держит острием вниз наш Воин-победитель в берлинском Трептов-парке, разрубивший свастику и освободивший народы Европы. Третий меч человек перековывает на плуг, выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете», — объяснял Вучетич.

Но не одним визуальным искусством писалась для будущих поколений история той войны.

Журналист и поэт Евгений Долматовский прошел всю войну от первого до последнего дня будучи военным корреспондентом. Неоднократно раненный и награжденный за доблесть, он дошел до Берлина — там, в мае 1945 года, выступил на митинге со стихотворением, известным ныне как «Идут гвардейцы по Берлину». Примечательно оно самым главным в искусстве: прозрачной истиной и исчерпывающим ответом на вопрос, как советским воинам удалось не просто одолеть фашистских захватчиков, но освободить ими закабаленных.

«Мечте такой не просто сбыться, / Мы начинали тяжело, / Пришлось четыре года биться, / И столько славных не дошло. / Их волей, их предсмертной жаждой / В бою овеяло живых, / — Вот почему сражался каждый / И за двоих и за троих…», — громко читал Долматовский в послевоенном Берлине 76 лет назад.

Article Categories:
Политика