Автомобиль на воздушной подушке. Возрождение тренда прошлого века

Немного истории

Если заглянуть в историю, то идея реализации судна на воздушной подушке была предложена еще в 1716 году одним шведским философом. В 1853 году коллежский асессор с истинно русской фамилией Иванов уже представил данную идею на бумаге, которую можно было смело реализовать и обогнать инновацией поколения. Оставалось только найти «инвесторов». С этой целью он обратился и подал рапорт с указанным и описанным изобретением на имя главноуправляющего путями сообщений графа Клейнмихеля. Проект был рассмотрен в отделе «Департаменте проектов и смет», и, отказал «без объяснения причин» (сколько прошло времени, ничего сильно то не изменилось).

В дальнейшем, такие изобретатели и известные деятели, как Фруд, Торникрофт, Лаваль, Терик и Циолковский применили свои умные головы в описании концепции изобретения и превращения его из бумажных рукописей в реальную модель.

*Интересно, что Константин Эдуардович в своих трудах рассматривал сразу идею реализации скорого поезда на воздушной подушке!

Что касается постройки первых катеров на воздушной подушке (особенно скегового типа (самый распространенный тип судна)), то тут отличился наш советский конструктор Владимир Левков в 1934-1939 годах. К сожалению, во время Великой Отечественной Войны все созданные модели были уничтожены. Только спустя 10 лет после окончания военных действий и победы Советского Союза, изобретатель из Британии Кристофер Кокерелл подал заявку на выдачу патента, созданного им «парящего аппарата» или «ховеркрафта». И через четыре года, весной, первый hovercraft «SR-N1» уже мог спокойно преодолеть Ла-Манш за 20 минут. Именно это и можно считать отправной точкой активного применения судов на воздушной подушке, как в частном и транспортно-коммерческом, так и в военном секторах производства.

Принцип работы

О том, как работает судно на воздушной подушке или СВП, считаю нет смысла быть многословным, достаточно просто посмотреть на следующую схему-картинку:

Пример схемы работы судна с воздушной подушкой скегового типа

Маршевые винты (1) выдают поток направленного воздуха (2) в вентиляторы (3). В результате, благодаря гибкой перепонке (4) сгенерированный воздух циркулирует внутри образованного перепонкой и корпусом судна пространства, осуществляя успешную работу СВП.

А вот на следующей графике представлено устройство судна, работающего на ВП:

Источник: http://information-technology.ru

Преимущества судна на воздушной подушке

Так почему же СВП заслужили мировое признание и были так популярны с 50-х годов до конца XX века?

1. Отличное сочетание высокой проходимости и скорости. Авто на воздушной подушке могут спокойно передвигаться, как по воде, так и по бездорожью и мелководью. В зависимости от мощности и габаритов судна они могут преодолевать препятствия высотой 0,4-1,0 метров, затяжные подъемы с наклоном до 150 или короткие с уклоном до 400 включительно.

2. Возможность перемещаться в любое время года, несмотря на погодные условия. Снег, вода, гололед – СВП это мало волнует.

3. Надежность и простота конструкции. В отличие от того же автомобиля, в ховеркрафтах конструкция узлов гораздо легче, так нет ременных трансмиссий, сцеплений, редукторов, карданного вала и т. п.

4. Высокая грузоподъемность. К примеру, модель «SR-N4 Mk.III Princess Anne» могла перевезти 60 авто и 418 пассажиров единовременно. А армейский СВП «Зубр», являющийся самым крупным в мире, и вовсе способен перевести три танка или 10 БТР, так еще и 140 человек боевого состава захватить с собой на борт!

Десантный корабль проекта 12332 «Зубр». Источник: https://fishki.net
СВП “SR-N4 Mk.III “Princess Anne” с двигателями от Rolls-Royce Источник: https://fishki.net

5. Разнообразие и многопрофильность каждому под стать. Судна на воздушной подушке применяется повсеместно. И маломерные суда, рассчитанные на 4-13 мест в частном секторе, и военные СВП-гиганты, и СВП-перевозчики в коммерческом секторе на нескольких сот человек или десятков автомобилей, судна, предназначенные исключительно для гонок и т. д.

6. Много вариаций модельного ряда за счет разных видов конструкции. Есть суда на подводных крыльях, СВП скегового и амфибийного типа, а также глиссирующие.

7. Дальность хода. Современные суда на воздушной подушке имеют среднее значение запаса хода от 100 до 400-450 км в зависимости от габаритов, назначения и мощности моторов, что является довольно внушительной и обнадеживающей цифрой.

Недостатки судов с воздушной подушкой

Как и у любого даже самого полезного изобретения в мире есть свои недостатки, так как все в мире относительно. Недостатки можно выявить следующие:

1. Зависимость расхода топлива от направления ветра. Если СВП движется против ветра, то, соответственно, скорость потока вычитается из скорости судна, расход топлива увеличивается.

2. Необходимость замены “юбки” (как раз именно то гибкое ограждение вокруг судна) в зависимости от вида поверхности. И это вполне очевидно – при перемещении по льду материал учитывает особенности данной местности, вода – уже другие особенности и другая структура материала, песок – третья.

3. Обслуживание гибкого ограждения. Последний недостаток правда относится больше к средним и крупным судам, потому что в их случае замена просто так не произведется, да и крепления там уже предусмотрены специальные. В случае с маломерными СВП там все проще. С заменой и обслуживанием сможет спокойно справиться и приличный автосервис.

Но! Это было еще в конце XX века. Спустя практически 20 лет, технологии улучшились, что позволило модернизировать материалы для гибкого ограждения, повысить эффективность мотора, снизить расход топлива и принять другие меры по усовершенствованию судов на воздушной подушке.

Как сейчас выглядит современный ховеркрафт

Лучше один раз увидеть, чем сто раз про это прочитать. Так поступим и мы.

На следующей галерее представлен отличный СВП российского производства “Кайман” вместимостью на 9-14 мест. Давайте рассмотрим его во всех подробностях:

А вот так выглядит “Кайман” внутри:

А вот некоторые фишки современного СВП на примере того же “Каймана”

А вот и более индивидуальное решение – СВП “Пегас-5У”, рассчитанного на 4-5 человек.

Безусловно, на двух моделях выбор не ограничивается – “Нептун”, “Зубр”, “UH19-D”, “UH-12 RACER” и другие.

А что нас ждет в недалеком будущем?!

Думаете, что на этом все?!

Производители ховеркрафтов даже не думают на этом останавливаться и в ближайшем обозримом будущем предусмотрены самые разнообразные проекты. Вот некоторые из них:

Ледокольная платформа на воздушной подушке (ЛПВП). Источник: https://arcshelf.ru

А как вам многофункциональное летающее средство, способное тушить пожар, осуществлять перевозки пассажиров и груза по воде, суше и воздуху?

Концепт МЛС, планируемый к выпуску прототипа в самом ближайшем будущем. Источник: http://omskmark.moy.su

И автомобилестроении есть планы дальнейшего развития, например, от американской компании “Mercier-Jones”:

Автомобиль на воздушной подушке от “Mercier-Jones”. Источник: “Яндекс Картинки”
Судно на воздушной подушке “Маршал” с электродистанционной системой управления. Источник: https://ru.wikipedia.org

Есть еще и такой автомобиль на ВП “DONAR” от компании ABS, уже реализованный

Концепт катера-Ferrari от “Industrial Object”

Ну и закончим обзор инноваций автомобилей на воздушной подушке автомобилем от компании “Volkswagen”

Об одной из вышеперечисленных инноваций мы расскажем в одной и наших статей в самом ближайшем будущем.

Как видите, как автомобили на воздушной подушке, так и в целом данное направление собирается быстро развиваться и вполне вероятно, что в ближайшем будущем оно смело составит конкуренцию тем же повсеместно распространенным автомобилям, работающим на бензиновом топливе и электромобилям.

Ну и напоследок

Для тех, кого заинтересовала тематика судов на воздушной подушке, рекомендуем к прочтению следующую книгу С. А. Смирнова “Суда на воздушной подушке скегового типа”

Article Categories:
Интересно
banner