Суммарный дефицит региональных бюджетов по итогам 2020-го – 677 млрд руб., максимальный с 2006-го. Наконец это заметили и в правительстве. Президент Владимир Путин предложил спасать регионы из долговых ям с помощью новой кредитной политики: замещать их коммерческие кредиты бюджетными. То есть систему менять не будут, а значит, мера эта косметическая.

Оно и понятно: для центра существующее положение дел удобно. Регионы ходят на поклон, поэтому можно ставить разные условия, начиная от коррупционных и кончая победой партии власти на выборах. Этот механизм создает у федеральных управленцев иллюзию большей управляемости регионов.

Понятно, что есть экономически слабо развитые регионы, которые, вероятно, всегда будут жить на дотациях и субсидиях из центра. Но когда у нас из 85 всего 10–15 субъектов являются донорами, на мой взгляд, это ненормальная ситуация.

Более того, и налоговая система в России устроена так, что регионы материально не заинтересованы развивать свою экономику. Для них гораздо важнее иметь хорошие отношения с центром, чтобы получать какие-то федеральные подачки.

У многих возникает логичный вопрос: если бюджетные кредиты практически бесплатные, то почему не дать регионам просто денег – на зарплаты учителям, врачам, на социалку… Да потому, что действует все та же логика: кредиты надо возвращать, а значит, регионы опять придут на поклон…

Впрочем, могу отметить один более-менее отрадный факт. Я уже давно об этом говорю, но вот наконец и власти публично констатировали: финансовая ситуация в регионах на грани катастрофы и нужно каким-то образом начинать решать эти проблемы. Только вот способ, каким они предлагают их решать, всего лишь полумеры. Думаю, в 2029-м ситуация воспроизведется в тех же масштабах, что сейчас.

В свое время в рамках Бюджетного кодекса была принята норма: доходы федерального бюджета должны составлять не более 50% консолидированного бюджета. В конце 2008-го ее временно приостановили. Это «временно» тянется до сих пор, уже 13 лет. Надо просто ее «разморозить». И по-другому перераспределять налоговые доходы. Например, передать регионам все акцизы, во многих случаях НДС… Дальше. Почему бы не отдать весь налог на прибыль регионам? По крайней мере у них появится стимул развивать свою экономику. Надо в принципе пересмотреть всю систему межбюджетных отношений.

И наконец – подоходный налог. НДФЛ – основа региональных, в том числе муниципальных, бюджетов. Но в России налоговым агентом является предприятие, и налоги всех его сотрудников попадают в тот субъект, где оно зарегистрировано.

Вот пример: 1,5 млн человек из Подмосковья работают в столице. Но живут-то они в Химках и Балашихе и т.д. Больницы, поликлиники, школы, дороги для них – там, а их налоги уходят в Москву. Ненормальная ситуация, которую надо менять.

Конечно, это существенно усложнит администрирование, но зато исправит ситуацию, к сожалению типичную для всей страны.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №16-2021 под заголовком «Косметическая процедура для регионов».