Объяснение финансового краха тюльпаномании 17-го века

Согласно Britannica, тюльпаны прибыли в Европу в 1550 году. Однако журнал Smithsonian Magazine пишет, что их происхождение лежит в окрестностях гор Тянь-Шаня (также через Britannica) в Центральной Азии. Поскольку торговля с османами и востоком увеличилась, Бэррон сообщает, что тюльпаны оказались во Франции, прежде чем отправиться в Голландию. До своего появления в Европе тюльпаны были важным аспектом культуры Османской империи. Но их появление в голландских домах спровоцировало то, что теперь известно как тюльпаномания. Би-би-си сообщает, что этому безумию способствовал ботаник Каролус Клузиус. Он выращивал цветы и особенно любил один тюльпан, известный как «сломанные луковицы».

Согласно Smithsonian Magazine, эти тюльпаны, которые обычно были однотонными, были полосатыми и разноцветными. Как объясняет The Conversation, тюльпаномания погрузила Нидерланды в хаос. Тюльпаны были проданы за целое состояние, их украли (через BBC), и, самое главное, их обожали. Цены выросли до невообразимой скорости. Анна Паворд, автор книги «Тюльпан», писала, что цветок был «высшим символом статуса, окончательной эмблемой того, сколько вы стоите» (согласно BBC). Как и все причуды, популярность тюльпанов со временем уменьшилась. Хотя тюльпаномания сошла на нет, она оставила после себя наследие, о котором до сих пор спекулируют.

Тюльпаномания была недолгой

Согласно истории, тюльпаномания стала общеизвестной в 1841 году, когда писатель Чарльз Маккей опубликовал свою книгу «Воспоминания о необычайно популярных заблуждениях и безумии толпы». На самом деле Маккею приписывают то, что он назвал это время в Голландии 17 века «тюльпаноманией». Энн Голдгар, эксперт по этой теме, рассказала журналу Smithsonian Magazine, почему она считает тюльпаноманию и книга стала невероятно популярной. Она объяснила: «Люди так интересуются этим инцидентом, потому что думают, что могут извлечь из него уроки. Я не думаю, что это обязательно так». Би-би-си объясняет, что тюльпаны стали не только предметом красоты, но и инвестицией.

В другой статье BBC говорится, что в 1623 году один человек предложил 12 000 гульденов за 10 редких тюльпанов, известных как Semper Augustus. Тогда это была такая же цена, как дом в Амстердаме. Согласно The Conversation, некоторые луковицы продавались и обменивались до 10 раз в день. Britannica пишет, что ситуация достигла апогея в 1633 году. Именно тогда безумие усилилось, и все, от высшего сословия Голландии до бедняков, вышли на рынок тюльпанов. Сообщалось, что тюльпаны даже использовались в качестве валюты. Однако тюльпаномания закончилась в феврале 1637 года. Рынок рухнул, в результате чего голландская экономика пришла в упадок.

Когда этот рыночный пузырь лопнул, Маккей писал: «Крупные торговцы были доведены почти до нищенства, и многие представители знатного рода увидели, что состояние их дома безвозвратно разрушено» (через историю). В любом случае, история такова, но на самом деле ситуация намного проще.

Экономических последствий было мало

«Разговор» добавляет, что некоторые люди покончили с собой, когда поняли, что они банкроты. Однако журнал Smithsonian Magazine сообщает, что это инсценированная версия того, что произошло на самом деле. BBC пишет, что тюльпаномания закончилась просто потому, что спрос на них снизился. В другой статье BBC говорится, что торговля тюльпанами была основана на гарантии того, что покупатели купят цветы в будущем. Проблемы возникли, когда не хватило средств и у производителей не было тюльпанов.

Хотя это привело к краху рынка, оно не разрушило голландскую экономику (согласно Smithsonian Magazine). Кроме того, согласно The Conversation, никто по-настоящему не пострадал от упадка тюльпаномании. На самом деле никто из-за этого не разорялся и не убивал себя. В статье в Barron's Голдгар объяснил: «Есть люди, которые теряют деньги, но мы говорим о небольшой группе людей, и большинство из них имеют достаточно денег, чтобы это не имело большого значения».

Далее она сказала, что голландская экономика «совершенно не пострадала от тюльпаномании» (через Бэррона). Тем не менее, это имело социальные последствия. Согласно The Conversation, продавцы в основном продавали людям, которых они знали. Когда покупатели, обещавшие купить тюльпаны, отказывались платить, это разрушило «доверие» в установившихся отношениях (согласно Smithsonian Magazine). Что касается того, почему миф о тюльпаномании сохранился, Голдгар заявляет: «Это отличная история, и причина, по которой это отличная история, заключается в том, что она заставляет людей выглядеть глупо» (через историю).

Article Categories:
Интересно