Австралийские подлодки потопили непоследовательную внешнюю политику Франции

Решение властей Австралии о расторжении контракта на закупку французских подводных лодок, сопровождавшееся изрядной дозой лжи и двуличия, вызывает законное возмущение. Правительство Франции выразило свое неудовольствие этим решением, отозвав послов из Вашингтона и Канберры. Суды, несомненно, также должны будут рассмотреть юридические аспекты этого нарушения контракта. Но, положа руку на сердце, так ли мы должны быть удивлены случившимся?

Соединенные Штаты долгое время игнорировали Францию. Они презирают ее, поскольку она выступила против вторжения в Ирак в 2003 году. Франция же все больше становилась зависимой от США при президенте Николя Саркози в период с 2008 по 2009 год. Что касается Австралии, то она выбрала США в качестве своего защитника с 1945 года, выступила союзником американцев во Вьетнамской войне, да и после этого регулярно следует в кильватере американской политики. Решение консорциума, объединяющего Соединенные Штаты, Великобританию и Австралию, о передаче последней технологий строительства атомных субмарин, обнулившее ранее заключенный рекордный контракт на поставку Францией 12 подводных лодок в эту страну, не должен вызывать удивления.

Тем не менее данный эпизод подчеркивает непоследовательность внешней политики Франции. По крайней мере, это становится очевидным в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где этот разрыв происходит на фоне разгрома Америки в Афганистане, разгрома, чреватого опасностями для Франции, обозначенной джихадистами как враг номер один. В более общем плане мы видим, что Соединенные Штаты делают все, чтобы возродить политику холодной войны, которая, как мы считали, закончилась, и постоянно вмешиваются в дела ЕС. Мы должны признать, что чем больше Франция хвастается европейскими ценностями, чем больше Франция полагается на ЕС, тем менее понятна французская внешняя политика.

По мере ускорения деглобализации, равно как и идущей рука об руку с ней «дезападнизации» мира, внешняя политика Франции, похоже, сводится к более или менее неудачным дипломатическим одноразовым действиям, например как в ливанском кризисе, еще одном громком фиаско Эммануэля Макрона. Он увязает в предложениях, сделанных в рамках Европейского союза, где правит единогласие. Те из наших партнеров, которые продали свою душу Соединенным Штатам, систематически блокируют французские предложения. Мы должны смотреть фактам в лицо: стремление к стратегической европейской независимости не более чем мечта.

Так что все, что осталось, — это политика «одного выстрела», но даже когда, кажется, появляются шансы на позитивный исход, они оборачиваются для нас ужасными последствиями. Однако, если Франция захочет вернуться к принципам внешней политики генерала де Голля, мы должны будем найти более эффективные основы для нашей внешней политики. И эти принципы вернули бы Франции голос, который будет услышан в сообществе наций, потому что тогда этот голос стал бы воплощением другого пути в международной политике.

Первый из этих принципов — радикальный отказ от любой блоковой политики. Эта политика является носителем войн. Отказаться от такой политики — значит совершить акт мира. Политика блоков подразумевает несимметричный суверенитет стран-участниц: страна, возглавляющая блок, обладает всеобъемлющим суверенитетом, в то время как остальные участники блока лишь ограниченным.

Но любое ограничение суверенитета народа подразумевает его унижение и угнетение. И это повод к восстанию. Отказ от политики блоков — это, наоборот, наведение мостов, расширение пространства для диалога и согласия при уважении суверенитета каждого. Таким образом, вопрос суверенитета, в котором основатель Пятой республики был бескомпромиссен, составляет второй принцип, на котором должна основываться внешняя политика Франции. И это созвучно естественному принципу самоопределения народов.

Как эти принципы могли бы применяться сегодня? В Азиатско-Тихоокеанском регионе, особенно для контроля над оказавшимся под властью талибов Афганистаном, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) будет играть центральную роль. Это организация, на которую нацелены Соединенные Штаты в соответствии с соглашением с Австралией. Давайте немного подумаем об этом. Не пора ли усилить позиции Франции статусом члена-наблюдателя ШОС, как для обеспечения своей безопасности в Афганистане, чтобы иметь возможность влиять на будущее ключевого Азиатско-Тихоокеанского региона, так и для обеспечения наших соглашений с Индией? Позиция Франции как члена НАТО и наблюдателя при ШОС идеально согласуется с отказом от блоковой политики и наведения политических мостов. НАТО — это пережиток прежней эпохи. США не перестали, правда с переменным успехом, превращать его в глобальный инструмент, с помощью которого можно вмешиваться в дела стран за пределами зоны влияния Америки.

Далее, Франции следует срочно пересмотреть свои отношения с НАТО. Конечно, не может быть и речи о выходе страны из Альянса. В этом нет необходимости, и это было бы политически контрпродуктивно. Но необходимо, как это сделал в свое время генерал де Голль, выйти из военной организации этого блока, отменив гнусное решение Николя Саркози 2007 года.

Эти два решения, о которых можно было бы быстро объявить, стали бы как ответом на американо-австралийский демарш, так и первым шагом в определении действительно независимой внешней политики Пятой республики. Но для этого Франции нужен президент, не только способный произносить великие речи, но и наделенный особой волей и ответственностью.

Article Categories:
Политика