Азербайджан и Армения: немирные переговоры

Вспышка военной активности на границе Армении и Азербайджана заставила вспомнить осень 2020 года, но в отличе от того периода и несмотря на нынешний конфликт, сейчас у его сторон на повестке дня мирный договор


В начале недели в Закавказье произошла резкая эскалация тлеющего вооруженного конфликта с более чем 30-летней историей. Баку и Ереван, обвинив друг друга в провокациях, вывели войска на позиции.

Интенсивные взаимные обстрелы между подразделениями вооруженных сил Армении и Азербайджана велись 13-14 сентября сразу на нескольких участках государственной границы.  Стороны активно задействовали артиллерию и ударные беспилотные летательные аппараты. Боевые действия, быстро принявшие ожесточенный характер, привели к потерям среди личного состава с обеих сторон. Армяне признали гибель 105 сотрудников национальных силовых ведомств, азербайджанцы – 71-го своего гражданина. В приграничных районах поражению подверглись объекты гражданской инфраструктуры.

«Армения обратилась в Организацию Договора о коллективной безопасности по четвертой статье [нападение на одно государство приравнивается к нападению на остальные страны-участницы], попросила в том числе и военную помощь для восстановления территориальной целостности страны», – сообщил премьер-министр республики Никола Пашинян, выступая 14 сентября в армянском парламенте.

Днем ранее на внеочередной сессии Совета Коллективной безопасности ОДКБ было принято решение о направлении в зону конфликта Миссии организации «для оценки сложившейся обстановки в отдельных районах на границе Армении и Азербайджана и подготовки обстоятельного доклада главам государств-членов [Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан]». Передовая группа во главе с начальником Объединенного штаба ОДКБ генерал-полковником Анатолием Сидоровым вылетела 15 сентября, ведется подготовка визита генерального секретаря Станислава Зася.

Незамедлительность действий коллективного органа обороны подчеркивает всю серьезность ситуации в регионе. С 20 часов в среду, 14 сентяря началось перемирие, но сообщения о новых стычках продолжали поступать еще какое-то время.

Этот далеко не первый эпизод многолетнего межнационального конфликта в Закавказье в полной мере соответствует логике происходящих в регионе процессов. Баку при военной и политической поддержке Турции стремится заключить мирный договор на своих условиях.

Именно сейчас над этим документом ведется работа, о чем в интервью агентству РИА Новости сообщил директор четвертого департамента стран СНГ министерства иностранных дел Российской Федерации Денис Гончар. Дипломат заявил, что «тема подготовки мирного договора занимает важное место в наших усилиях по содействию армяно-азербайджанской нормализации. Востребованность соответствующей российской помощи нам подтвердили и в Баку, и в Ереване».

При этом Азербайджан вынужден считаться с нахождением российского миротворческого контингента, действующего в Нагорном Карабахе. 

Именно будущий статус Нагорно-Карабахской Республики, армянского анклава, окруженного азербайджанскими районами, выступает главным камнем преткновения в переговорном процессе. Территориально-административное образование, имеющее все признаки государственности, так и не было признано мировым сообществом, в том числе и Арменией. А Баку не допускает ничьей юрисдикции, кроме своей, над республикой, в советское время на правах автономной области входившей в состав Азербайджанской ССР (но в раннее Новое время бывшей оплотом армянской государственности).

После того, как развернувшиеся в 2020 году вокруг Арцаха (армянское название Нагорного Карабаха) боевые действия были остановлены при участии России, отношения между двумя закавказскими государствами во многом регламентируются Трехсторонним заявлением о прекращении огня, подписанным 9 ноября 2020 года президентами России Владимиром Путиным, Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. Именно на него указал 13 сентября представитель оборонного ведомства Азербайджана Гусейн Махмудов на встрече с военными атташе в Баку: «Армения демонстрирует поведение, противоречащее [Трехстороннему] заявлению <...>, занимает военную авантюрную и реваншистскую позицию».

Ситуацию осложняет наличие взаимных территориальных претензий. На серьезность проблемы проливает свет заявление министра иностранных дел Казахстана Мухтара Тлеуберди, который 13 сентября заявил о готовности поделиться своим опытом по делимитации и демаркации государственной границы между двумя закавказскими странами. «Граница между Азербайджаном и Арменией не демаркирована, поэтому о каком-то нарушении границы говорить тяжело. Поэтому сейчас первая задача возобновить работу совместной комиссии по делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы. Мы готовы поделиться своим опытом», – сообщил Тлеуберди журналистам.

Немаловажную роль в эскалации конфликта, очевидно, сыграла безрезультатная встреча президента Алиева и премьер-министра Пашиняна 31 августа в Брюсселе. Выступая перед национальным парламентом 13 сентября, глава армянского правительства сообщил, что «Баку отказывается вести переговоры на основе представленных Ереваном принципов». «Их позиция заключается в том, что карабахский вопрос решен или, по крайней мере, является внутренним вопросом Азербайджана, и они не хотят обсуждать этот вопрос», – сказал  Пашинян.

Он всеми силами стремится смягчить последствия военного поражения 2020 года. Закрепление в тексте мирного договора положения о признании Нагорного Карабаха частью Азербайджана будет иметь непредсказуемые последствия для Пашиняна. 

«Мы хотим подписать бумагу, в результате которой очень много людей будет нас критиковать, посчитают предателями, возможно, народ примет решение отстранить нас от власти, но мы будем благодарны, если в результате Армения с территорией 29 800 кв. км получит долгосрочный мир и безопасность. Я подпишу это решение, которое обеспечит вышесказанное. И меня не беспокоит, что произойдет со мной потом», – сказал 14 сентября Никол Пашинян. Именно такова территория Республики Армении на настоящий момент, т.е. премьер указал на отсутствие претензий на те или иные территории Арцаха.

Сразу после этого в Ереване начались массовые митинги с требованием отставки главы правительства. Масло в огонь подлили сообщения СМИ о готовности передать Азербайджану часть спорных территорий. В этих условиях Пашинян 15 сентября отказался от визита в Самарканд (Узбекистан) для участия в саммите стран – участниц Шанхайской организации сотрудничества.

Не остаются в стороне и западные «партнеры». Соединенные Штаты и европейские страны всеми силами пытаются повлиять на ход трехсторонних консультаций Москвы, Баку и Еревана, давая противоречивые сигналы Николу Пашиняну, в целом склоняющиеся к его поддержке. За последние дни армянский лидер провел десятки телефонных переговоров со многими европейскими чиновниками, поддержавшими Армению и призвавшими стороны к прекращению огня. Проармянскую позицию продемонстрировал и госсекретарь США Энтони Блинкен, обвинивший армию Азербайджана в нанесении огневых ударов по гражданской инфраструктуре сопредельной территории.

Причина такой демонстративной поддержки – в попытках Запада восстановить свое влияние на Ереван, снизившееся в 2020 году в результате военной катастрофы в Нагорном Карабахе и размещения а регионе российского военного контингента. Европейцы, прежде всего французы, а также американцы, сохраняют рычаги воздействия как на республику в целом (через НПО, международные финансовые институты, армянские диаспоры), так и на премьера Пашиняна. После прихода к власти нынешний премьер выступал за многовекторность, но с  уклоном на Запад. Никол Пашинян пытается воспользоваться любой возможностью снизить нажим Азербайджана по Нагорному Карабаху. Иллюзию этой возможности Запад ему и предлагает.

Но урегулирование кризиса, начавшегося еще в прошлом веке кризиса невозможно без подписания основополагающего мирного договора, каким бы сложным не было для каждой из сторон согласие с теми его аспектами, что противоречат их исходным позициям, но, вероятнее всего, неизбежны. Армения и Азербайджан с трудом идут на компромиссы по спорным вопросам мирного договора, работа над которым сейчас ведется при посредничестве России. Вспышки военной активности на фоне тянущихся переговоров, это попытки продолжения политики иными средствами.

Article Categories:
Политика